В прошлой статье я объяснил, что такое крупность планов. Если ты еще не вникал, вернись и прочти 'Ходить наперед'. А теперь готовься понять вторую часть и научиться расставлять планы так, чтобы монтаж вгрызался в мозг.
Так вот, монтаж – это искусство соединять в одну тарелку сборную солянку так, чтобы она не стала помойкой!
Так вот, монтаж – это искусство соединять в одну тарелку сборную солянку так, чтобы она не стала помойкой!
Монтаж делается:
- По крупности;
- По движению героя;
- По движению камеры;
- По окружающему пространству;
- По звуку.
1) Монтаж по крупности
Перемешивай ракурсы от крупного к мелкому и обратно так, чтобы зацепило. Расставляй планы как шахматные фигуры: максимально широкий, затем средний и завершай – крупным. Зритель не выпадает из повествования и прилипает к экрану.
2) Монтаж по движению героя
Следи за тем, как двигается персонаж. Худший вариант: сначала герой шпарит влево, потом резко вправо – итог, зритель потерялся в хаосе. Правильный: он стартует налево, затем на камеру, и в финале вправо – гармония и кайф.
3) Монтаж по движению камеры
Здесь те же правила, что и с движением героя. Герой летит вперед, камера за ним, потом статично сверху, затем влево – перемещения говорят сами за себя, но смотрится на ура!
4) Монтаж по окружающему пространству
Играй с планами, отталкиваясь от окружения героя. Один план – фокус на героя, фон размыт. Другой план – фокус на фон, герой размыт. Или вообще: раз показываем героя на уровне стола, два – показываем сверху.
5) Монтаж по звуку
Меняем планы в ритм музыки, подчеркивая смену битами. Звук делает момент грандиознее, транслирует настроение персонажа или атмосферу. Музыка может задать динамику или создать релакс-сцену.
Когда готовишься к съемке, закидывай себя вопросами:
- "Какой монтаж я пущу в ход?";
- "Почему снимаю именно так, а не иначе?";
- "А это вообще будет интересно зрителю".
Ответы на них будут компасом – так ты поймешь, в правильной ли ты колее.
Монтажные хитрости:
- Режь сцены и их продолжительность, пусть зритель додумывает детали;
- Создавай точку притяжения внимания в каждом кадре;
- Глаза в камеру без морганий – создают мощный личный контакт;
- Меняй планы на пике эмоций или сразу после;
- Связывай планы по скрытому смыслу;
- Каждый план должен отвечать на предыдущий или рассказывать, что будет дальше;
- Один средний план, затем крупный – мощный подсознательный эффект;
- Начал движение в одном плане, закончил в другом – это всегда впечатляет;
- Левая сторона кадра ассоциируется с началом, правая с концом.
"Ломай правила, но понимай, почему их можно ломать, и выкладывай ленту так, чтобы зритель оставался под впечатлением!"
– Артем Поддубиков