В прошлой статье ты узнал что такое крупность планов и какие бывают планы. Если ты не читал предыдущую статью, то сначала прочитай ее 'ХОДИТЬ НАПЕРЕД'. Теперь пришло время стать гроссмейстером и узнать в какой последовательности выстраивать планы.
Последовательность планов — это про монтаж. Монтаж — это соединение отдельных частей в единое целое. Он различается:
- По крупности;
- По движению героя;
- По движению камеры;
- По восприятию окружающего пространства;
- По звуку.
Если ты будешь знать как делать монтаж, то еще на этапе подготовки сможешь выстроить планы таким образом, что любая серия станет выглядеть эффектнее и легче восприниматься зрителем.
1. Монтаж по крупности.
В нем планы меняются от крупного к мелкому или обратно.
Чтобы данная техника монтажа смотрелась эффектно, планы выстраиваются через один: супер общий план, потом второй средний план или средний план, а потом супер крупный план.
В этом случае зритель лучше считает информацию и ему будет комфортно смотреть на то, что происходит.

2. Монтаж по движению героя.
В нем планы меняются, ориентируясь на направление движения героя.
Сначала рассмотрим как делать неправильно: в одном плане герой бежит влево, а в следующем плане бежит
вправо.
Эти планы выглядят хаотично и зрителю тяжело воспринимать смену движения.
Теперь как делать правильно: в одном плане герой бежит влево, потом на камеру, а в
следующем плане бежит вправо.
При таком построении планов движения героя выглядят гармонично, поэтому легко воспринимаются зрителем.

3. Монтаж по движению камеры.
В нем планы меняются, ориентируясь на направление движения камеры.
В этой технике монтажа работают те же правила, что и в монтаже по движению героя.
Допустим, герой на протяжении всей сцены бежит вперед и расположен в середине кадра. Тогда в одном плане камера двигается вправо, потом статично направлена на героя сверху, а в следующем плане двигается влево.
Таким образом можно добиться, чтобы даже однотипные действия выглядели интересными и приковывали внимание зрителя к происходящему.

4. Монтаж по восприятию окружающего пространства.
В нем планы меняются, ориентируясь на то, что окружает героя.
Это делается с разных ракурсов и с разной крупностью планов: в одном плане показывается герой в пространстве (фокус на герое, пространство размыто), в другом плане показывается пространство, в котором находится герой (фокус на пространстве, герой размыт).
Или так: в одном плане показывается герой на уровне грудной клетки, в другом плане герой показывается сверху.

5. Монтаж по звуку.
В нем планы меняются под ритм композиции. Если быть точным, то планы сменяются на бит.
Под битом имеется в виду ярко-выраженный участок аудиотрека.
Звуковое сопровождение играет важную роль в видео. Оно может усилить момент, передать настроение персонажа или атмосферу места. Создать ощущение тревоги или радости, придать планам больше динамики или спокойствия.

Теперь, когда ты знаешь крупность планов и как их выстраивать, ты сможешь создать интересную серию.
В процессе подготовки к съемке задавай себе вопросы:
- «Какой я буду делать монтаж?»;
- «Почему я снимаю именно так?»;
- «Будет ли работа выглядеть интересной, если я выстрою планы таким образом?».
Ответы на эти вопросы помогут понять в правильном направлении ты двигаешься или стоит скорректировать свой маршрут. Не забывай, любое правило можно нарушать, поэтому не стоит воспринимать их как догму!

В заключение несколько лайфхаков по монтажу:
- По возможности сокращай количество сцен и их продолжительность. Пускай зритель сам додумывает историю;
- Создавай точку внимания в каждом плане;
- На кадрах с прямым контактом (глаза в камеру) герой не должен моргать. Таким образом контакт будет выглядеть личным и может сильно повлиять на зрителя;
- Смена планов выглядит эффектно, если делать это на пике эмоций, либо сразу после них;
- Все планы должны быть связаны между собой по смыслу;
- Каждый план должен отвечать на вопрос предыдущего или рассказывать о том, что произойдет дальше;
- Такая смена планов, как первый
средний план, а затем крупный план, очень сильно воздействует на зрителя на уровне подсознания;
- Эффектно смотрится, когда герой начинает движение в определенном направлении в одном плане, а заканчивает движение в этом же направлении в другом плане;
- У большинства людей левая сторона ассоциируется с началом движения, а правая с его окончанием.