Снимаем по-киношному Ч2

Время чтения: 5 минут.

фотографы, кинооператоры, режиссеры, блог артема поддубикова, блог фотографа, поддубиков фотограф, poddubikov, фотограф омск, видеограф омск, монтаж планов, монтаж, монтаж по крупности,  монтаж по движению героя, монтаж по движению камеры, монтаж по восприятию окружающего пространства, монтаж по звуку, как делать монтаж, как сверстать серию, монтаж в кино, киношная серия, кино, киноискусство, как снимать кино, интересные серии, снимаем по киношному

Возвращаемся к вопросу о том, что нужно сделать, чтобы серия выглядела интересной? Как мы знаем, ответов на этот вопрос два. Первый — снимать разнопланово. Второй — правильно выстраивать последовательность планов.

В прошлой статье мы узнали, что такое крупность планов и какие бывают планы. Если вы не читали первую часть, то советую сначала прочитать ее «Снимаем по-киношному Ч1». Если вы ее уже прочитали, то пришло время рассказать о том, в какой последовательности нужно выстраивать планы. Одним словом, поговорим о монтаже.

Что такое монтаж? Монтаж — это соединение отдельных частей в единое целое.

Монтаж различается:

  1. По крупности;
  2. По движению героя;
  3. По движению камеры;
  4. По восприятию окружающего пространства;
  5. По звуку.

Если знать как делать монтаж, то можно выстраивать последовательность планов таким образом, что серии станут выглядеть эффектнее и легче восприниматься зрителем.

фотографы, кинооператоры, режиссеры, блог артема поддубикова, блог фотографа, поддубиков фотограф, poddubikov, фотограф омск, видеограф омск, монтаж планов, монтаж, монтаж по крупности,  монтаж по движению героя, монтаж по движению камеры, монтаж по восприятию окружающего пространства, монтаж по звуку, как делать монтаж, как сверстать серию, монтаж в кино, киношная серия, кино, киноискусство, как снимать кино, интересные серии, снимаем по киношному

Думаю, такое бывало у многих из вас. «Наступает день Х, знаешь что будешь снимать, держишь идею у себя в голове, проводишь съемку, возвращаешься домой и вспоминаешь, что забыл снять какую-то сцену» — фаталити! Съемка уже закончилась, модели ушли по домам и время назад не вернешь. Приходится работать с тем, что есть. А ведь могло быть намного лучше!

И вот, чтобы такого не происходило, нужно знать в какой последовательности выстроить планы. Тогда можно еще на этапе подготовки составить список, что и как снимать, чтобы ничего не забыть.

Итак, приступим.



1. Монтаж по крупности

фотографы, кинооператоры, режиссеры, блог артема поддубикова, блог фотографа, поддубиков фотограф, poddubikov, фотограф омск, видеограф омск, монтаж планов, монтаж, монтаж по крупности,  монтаж по движению героя, монтаж по движению камеры, монтаж по восприятию окружающего пространства, монтаж по звуку, как делать монтаж, как сверстать серию, монтаж в кино, киношная серия, кино, киноискусство, как снимать кино, интересные серии, снимаем по киношному

В нем нужно менять планы от крупного к мелкому или обратно. Для того, чтобы данная техника монтажа смотрелась эффектно, планы выстраиваются через один. В этом случае зритель лучше считает информацию и ему будет комфортно смотреть на то, что происходит.

  • Супер общий план;
  • Второй средний план;
  • Средний крупный план;
  • Супер крупный план.

Или:

  • Общий план;
  • Первый средний план;
  • Крупный план;
  • Детальный план.

Безусловно, подобное построение планов не догма, с ними можно экспериментировать.



2. Монтаж по движению героя

фотографы, кинооператоры, режиссеры, блог артема поддубикова, блог фотографа, поддубиков фотограф, poddubikov, фотограф омск, видеограф омск, монтаж планов, монтаж, монтаж по крупности,  монтаж по движению героя, монтаж по движению камеры, монтаж по восприятию окружающего пространства, монтаж по звуку, как делать монтаж, как сверстать серию, монтаж в кино, киношная серия, кино, киноискусство, как снимать кино, интересные серии, снимаем по киношному

В нем нужно менять планы ориентируясь на направление движения героя.

Сначала рассмотрим как делать неправильно:

  • В одном плане герой бежит влево, а в следующем плане бежит в право;

Эти варианты выглядят хаотично и зрителю тяжело воспринимать смену движения. Чтобы выглядело естественно, нужно добавить направление движения героя на камеру, или от камеры, либо добавить смену плана. К примеру, после движения героя добавить детальный план.

Как делать правильно:

  • В одном плане герой бежит влево, потом на камеру, а в следующем плане бежит вправо;
  • В одном плане герой бежит влево, потом детальный план, а в следующем плане бежит к верхней границе кадра.

Для зрителя, при таком построении планов, движения героя выглядят гармонично, поэтому легко воспринимаются. Эти два правильных примера можно соединить в один и получить больше простора в динамике.



3. Монтаж по движению камеры

фотографы, кинооператоры, режиссеры, блог артема поддубикова, блог фотографа, поддубиков фотограф, poddubikov, фотограф омск, видеограф омск, монтаж планов, монтаж, монтаж по крупности,  монтаж по движению героя, монтаж по движению камеры, монтаж по восприятию окружающего пространства, монтаж по звуку, как делать монтаж, как сверстать серию, монтаж в кино, киношная серия, кино, киноискусство, как снимать кино, интересные серии, снимаем по киношному

В нем нужно менять планы ориентируясь на направление движения камеры. В этой технике монтажа работают те же правила, как и в монтаже по движению героя.

Как делать правильно:

  • Допустим, что герой на протяжении всей сцены бежит вперед и расположен в середине кадра. В одном плане камера двигается вправо, потом наезд камеры на героя, а в следующем плане камера двигается влево.

Таким образом можно добиться, чтобы даже однотипные действия выглядели интересными и приковывали внимание зрителя к происходящему.



4. Монтаж по восприятию окружающего пространства

фотографы, кинооператоры, режиссеры, блог артема поддубикова, блог фотографа, поддубиков фотограф, poddubikov, фотограф омск, видеограф омск, монтаж планов, монтаж, монтаж по крупности,  монтаж по движению героя, монтаж по движению камеры, монтаж по восприятию окружающего пространства, монтаж по звуку, как делать монтаж, как сверстать серию, монтаж в кино, киношная серия, кино, киноискусство, как снимать кино, интересные серии, снимаем по киношному

В нем нужно менять планы показывая, что окружает героя, что есть в пространстве и, что в нем происходит. Это делается с разных точек съемки и с разной крупностью планов.

  • В одном плане показывается место где все происходит, в другом плане показывается что происходит и кто это делает, в следующем плане показывается само действие.

Или:

  • В одном плане показывается герой в пространстве (фокус на герое), в другом плане показывается пространство, в котором находится герой (фокус на пространстве, герой размыт).

Или:

  • В одном плане показывается герой на уровне глаз, в другом плане герой показывается сверху.

В случае с последним вариантом, необходимо выстраивать планы минимум через один. Эта техника монтажа помогает лучше сориентировать зрителя в пространстве.



5. Монтаж по звуку

фотографы, кинооператоры, режиссеры, блог артема поддубикова, блог фотографа, поддубиков фотограф, poddubikov, фотограф омск, видеограф омск, монтаж планов, монтаж, монтаж по крупности,  монтаж по движению героя, монтаж по движению камеры, монтаж по восприятию окружающего пространства, монтаж по звуку, как делать монтаж, как сверстать серию, монтаж в кино, киношная серия, кино, киноискусство, как снимать кино, интересные серии, снимаем по киношному

В нем нужно менять планы под ритм композиции. Если быть точным, то планы сменяются на бит. Под битом, я имею ввиду — ярко выраженный звуковой участок трека.

Звуковое сопровождение играет важную роль в проекте. Оно может усилить момент, передать настроение проекта или атмосферу места, создать ощущение тревоги или радости, придать планам больше динамики или спокойствия.

Ни одна хорошая серия или видеоролик не может существовать без звукового сопровождения. Это тоже самое, если бы вам пришлось смотреть фильм без звука.


фотографы, кинооператоры, режиссеры, блог артема поддубикова, блог фотографа, поддубиков фотограф, poddubikov, фотограф омск, видеограф омск, монтаж планов, монтаж, монтаж по крупности,  монтаж по движению героя, монтаж по движению камеры, монтаж по восприятию окружающего пространства, монтаж по звуку, как делать монтаж, как сверстать серию, монтаж в кино, киношная серия, кино, киноискусство, как снимать кино, интересные серии, снимаем по киношному

Теперь, когда вы знаете крупность планов и как их выстраивать, вы сможете создавать интересные серии. Главное делать все с умом!

В процессе подготовки к съемке задавайте себе вопросы:

  • Почему я снимаю именно так?
  • Как лучше это снять, как это снять правильно?
  • Будет ли съемка выглядеть интересной, если я выстрою планы в этой последовательности?
  • Какой я буду делать монтаж?

Ответы на эти вопросы помогут понять, в правильном направлении вы идете или стоит скорректировать свой маршрут!

фотографы, кинооператоры, режиссеры, блог артема поддубикова, блог фотографа, поддубиков фотограф, poddubikov, фотограф омск, видеограф омск, монтаж планов, монтаж, монтаж по крупности,  монтаж по движению героя, монтаж по движению камеры, монтаж по восприятию окружающего пространства, монтаж по звуку, как делать монтаж, как сверстать серию, монтаж в кино, киношная серия, кино, киноискусство, как снимать кино, интересные серии, снимаем по киношному

В заключение расскажу несколько лайфхаков по монтажу:

  • По возможности сокращайте количество сцен в серии или время видеоролика. Пускай зритель сам додумывает историю;
  • Создавайте точку внимания в каждом плане;
  • На кадрах с прямым контактом (глаза в камеру) герой не должен моргать. В этом случае контакт выглядит личным и может сильно повлиять на зрителя;
  • Смена планов выглядит эффектно, если делать это на пике эмоций, либо сразу после них;
  • Все планы должны быть связаны между собой по смыслу;
  • Каждый план должен отвечать на вопрос предыдущего плана или рассказывать о том, что произойдет дальше;
  • Такая смена планов, как первый средний план, а затем крупный план, очень сильно воздействуют на зрителя на подсознательном уровне;
  • Эффектно смотрится, когда герой начинает движение в определенном направлении в одном плане, а заканчивает движение в этом же направлении в другом плане;
  • У большинства людей левая сторона ассоциируется с началом движения, а правая с его окончанием;
  • Если нужно создать ощущение, что герой убегает от зрителя, то в плане он должен бежать спиной к зрителю;
  • Если нужно создать ощущение, что герой прибегает к зрителя, то в плане он должен бежать лицом к зрителю.
фотографы, кинооператоры, режиссеры, блог артема поддубикова, блог фотографа, поддубиков фотограф, poddubikov, фотограф омск, видеограф омск, монтаж планов, монтаж, монтаж по крупности,  монтаж по движению героя, монтаж по движению камеры, монтаж по восприятию окружающего пространства, монтаж по звуку, как делать монтаж, как сверстать серию, монтаж в кино, киношная серия, кино, киноискусство, как снимать кино, интересные серии, снимаем по киношному

Надеюсь, что мои статьи приносят вам пользу и помогают развиваться. Эта была последняя статья, которую я написал в уходящем 2019 году.

С Наступающим Новым Годом, дорогие читатели!

Я хочу пожелать, чтобы в Новом Году перед вами открывались все двери, покорялись новые вершины, а работа была любимым творчеством и приносила только радость! Кайфуйте от того, что делаете и снимайте крутые проекты!

ХОЧЕШЬ КРУТО ОБРАБАТЫВАТЬ? ЖМИ СЮДА