Время чтения статьи: 4 минуты.

СНИМАЕМ ПО-КИНОШНОМУ Ч2
В прошлой части мы узнали, что такое крупность планов и какие бывают планы. Если вы не читали первую часть статьи, то советую сначала прочитать ее «СНИМАЕМ ПО-КИНОШНОМУ Ч1».
Теперь пришло время рассказать о том, в какой последовательности нужно выстраивать планы. Одним словом, поговорим о монтаже.
Что такое монтаж? Монтаж — это соединение отдельных частей в единое целое.
Монтаж различается:
- По крупности;
- По движению героя;
- По движению камеры;
- По восприятию окружающего пространства;
- По звуку.
Если знать как делать монтаж, то на этапе подготовки, можно выстраивать последовательность планов таким образом, что серия станет выглядеть эффектнее и легче восприниматься зрителем.

1. Монтаж по крупности.
В нем нужно менять планы от крупного к мелкому или обратно.
Для того, чтобы данная техника монтажа смотрелась эффектно, планы выстраиваются через один:
- Супер общий план;
- Второй средний план;
- Средний план;
- Супер крупный план.
В этом случае зритель лучше считает информацию и ему будет комфортно смотреть на то, что происходит.

2. Монтаж по движению героя.
В нем нужно менять планы ориентируясь на направление движения героя.
Сначала рассмотрим как делать неправильно:
- В одном плане герой бежит влево, а в следующем плане бежит в право.
Эти планы выглядят хаотично и зрителю тяжело воспринимать смену движения.
Как делать правильно:
- В одном плане герой бежит влево, потом на камеру, а в следующем плане бежит вправо.
При таком построении планов, движения героя выглядят гармонично, поэтому легко воспринимаются.

3. Монтаж по движению камеры.
В нем нужно менять планы ориентируясь на направление движения камеры.
В этой технике монтажа работают те же правила, как и в монтаже по движению героя. Как делать правильно:
- Допустим, что герой на протяжении всей сцены бежит вперед и расположен в середине кадра. Тогда в одном плане камера
двигается вправо, потом на героя сверху, а в следующем плане влево.
Таким образом можно добиться, чтобы даже однотипные действия выглядели интересными и приковывали внимание зрителя к происходящему.

4. Монтаж по восприятию окружающего пространства.
В нем нужно менять планы показывая, что окружает героя, что есть в пространстве и, что в нем происходит. Это делается с разных точек съемки и с разной крупностью планов:
- В одном плане показывается герой в пространстве (фокус на герое, пространство размыто), в другом плане показывается пространство, в котором находится герой (фокус на пространстве, герой размыт);
- В одном плане показывается герой на уровне глаз, в другом плане герой показывается сверху.

5. Монтаж по звуку.
В нем нужно менять планы под ритм композиции. Если быть точным, то планы сменяются на бит. Под битом, я имею ввиду — ярко выраженный звуковой участок трека.
Звуковое сопровождение играет важную роль в видео. Оно может усилить момент, передать настроение персонажа или атмосферу места, создать ощущение тревоги или радости, придать планам больше динамики или спокойствия.
Теперь, когда вы знаете крупность планов и как их выстраивать, вы сможете создавать интересные серии. Главное делать все с умом!
В процессе подготовки к съемке задавайте себе вопросы:
- Какой я буду делать монтаж?
- Почему я снимаю именно так?
- Будет ли работа выглядеть интересной, если я выстрою смену планов в этой последовательности?
Ответы на эти вопросы помогут понять, в правильном направлении вы идете или стоит скорректировать свой маршрут!

В заключение расскажу несколько лайфхаков по монтажу:
- По возможности сокращайте количество сцен и их продолжительность. Пускай зритель сам додумывает историю;
- Создавайте точку внимания в каждом плане;
- На кадрах с прямым контактом (глаза в камеру) герой не должен моргать. В этом случае контакт выглядит личным и может сильно повлиять на зрителя;
- Смена планов выглядит эффектно, если делать это на пике эмоций, либо сразу после них;
- Все планы должны быть связаны между собой по смыслу;
- Каждый план должен отвечать на вопрос предыдущего или рассказывать о том, что произойдет дальше;
- Такая смена планов, как первый
средний план, а затем крупный план, очень сильно воздействуют на зрителя на подсознательном уровне;
- Эффектно смотрится, когда герой начинает движение в определенном направлении в одном плане, а заканчивает движение в этом же направлении в другом плане;
- У большинства людей левая сторона ассоциируется с началом движения, а правая с его окончанием.

Надеюсь, что мои статьи приносят вам пользу и помогают развиваться. Эта была последняя статья, которую я написал в уходящем 2019 году.
С Наступающим Новым Годом, дорогие читатели!
Я хочу пожелать, чтобы в Новом Году перед вами открывались все двери, покорялись новые вершины, а работа была любимым творчеством и приносила только радость! Кайфуйте от того, что делаете и снимайте крутые фильмы и клипы!